15 Сентября 2014
Выставка в Одностолпной палате Московского Кремля посвящена творчеству выдающегося шотландского архитектора, художника и дизайнера – Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928). Выпускник Школы искусств Глазго, Чарльз Макинтош стал самым ярким представителем стиля модерн в британской архитектуре. Как и большинство творческих личностей рубежа XX века, он выступал художником-универсалом, следовавшим идее синтеза искусств.
Смелые эксперименты с формой, цветом и материалом привели к рождению памятников, имеющих непреходящую эстетическую ценность. Его творчество оказало определяющее влияние на развитие художественного языка прошлого столетия и остается актуальным до наших дней. Данный проект - это первый масштабный показ в нашей стране уникальных произведений знаменитого мастера. Чарльз Ренни Макинтош – первое имя в истории шотландского модерна.
Сохранившиеся до наших дней архитектурные шедевры, выполненные по проектам Макинтоша – Школа искусств, особняк Хилл-Хаус, Ивовые чайные комнаты, городская школа, церковь у Квинс-Кросс – подтверждают, что корни его творческой философии лежали в шотландской традиции. Архитектор выбрал средневековый замок как идеальную модель проектирования. Он строит здания, отличающиеся элегантностью и ясностью пространственных концепций, умелым использованием сочетания естественного и искусственного освещения и вниманием к каждой детали. Как архитектор Чарльз Макинтош был новатором в применении современных строительных материалов – бетона, зеркального стекла, стали.
В сферу его деятельности входило конструирование мебели, работа с металлом, текстилем, витражами. Своего рода визитной карточкой Макинтоша являются уникальные образцы мебели не серийного производства, украшенные серебряными и металлическими оправами, эмалями, цветным стеклом.
Прежде всего, всему миру известен знаменитый стул в стиле "макинтош", который встречается практически во всех интерьерах, спроектированных по эскизам Чарльза Макинтоша. По его проектам создавались текстиль, вышитые панно, осветительные приборы, цвет и рисунок витражей, фурнитура дверей и окон, напольные часы, камины. Он был первым, кто использовал трафареты для декорирования стен, наполняя свои интерьеры символическими розами.
Чарльз Макинтош являлся членом «Четверки» – творческого союза, сложившегося еще в студенческие годы. В него входили сам Макинтош, его друг Герберт Макнейр и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд. Эта группа создала «стиль Глазго» в графике, декоративно-прикладном искусстве, проектировании мебели и интерьера, общую идею которого можно охарактеризовать словами – манифест в образах. Талант художника столь же ярко, как в архитектуре и прикладном искусстве, проявился и в графике. Им было создано огромное количество графических эскизов архитектурных сооружений, мебели, интерьеров, тканей. Он разрабатывал и рекламный дизайн – в первую очередь афиши, пригласительные билеты, рекламные листовки, связанные с художественными или светскими мероприятиями. Одним из бесспорных художественных достижений Чарльза Макинтоша как графика был дизайн шрифта.
В его творчестве шрифт стал самостоятельным художественным произведением. В буквальном смысле слова, мастером был создан авторский «почерк». Последние годы жизни Макинтош посвятил созданию серий акварелей, которые представляют важную часть его творческого наследия и по мастерству исполнения не уступают дизайнерским работам.
На выставке представлены уникальные произведения Макинтоша: проекты интерьеров, эскизы и образцы уникальной художественной мебели, осветительные приборы, авторские трафареты, знаменитые акварели и пейзажи мастера.
Центральными экспонатами являются предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, спроектированные Макинтошем для знаменитых чайных салонов и жилых особняков Глазго: стол, кресло, великолепное зеркало и группа предметов мебели из Китайской комнаты чайного салона на Ингрэм-стрит; элементы обстановки особняка Хилл-Хаус, сохранившийся до наших дней и представляющего собой целостное произведение искусства.